Специалист по ОТ и служба по ОТ — особенности найма и формирования

Работодатель отвечает за безопасные условия работы и охрану труда — по статье 212 Трудового кодекса (ТК). Он отвечает за функционирование системы управления ОТ, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, организацию обучения по оказанию первой помощи и так далее. Для этого необходимо взять на работу специалиста по охране труда, создать отдельную службу ОТ или передать функции отдельному сотруднику компании.

Создать службу или назначить специалиста?

Если в компании не более 50 сотрудников, то работодатель может принять решение о создании службы по охране труда или введении должности специалиста по ОТ. Также функции в области ОТ могут выполнять:

  • работодатель лично — актуально для маленьких компаний;

  • специалист или организация, оказывающие услуги в области ОТ по договору ГПХ;

  • руководитель организации или назначенный сотрудник путем совмещения должностей.

Если численность работников организации более 50 человек, нужно создать службу по охране труда или ввести должность специалиста по ОТ — строгих требований нет, поэтому решение принимает руководитель. При этом количество работников, которые будут осуществлять функции по ОТ в организации, определяется в зависимости от тяжести производственного процесса, условий труда и общей численности работников.

Если в организации трудится меньше 700 человек, то функции в области охраны труда могут выполнять штатные специалисты — подойдет при отсутствии вредных и опасных условий труда. Если работников больше, то для этих целей можно создать:

  • бюро ОТ — штат в 3–5 единиц (в том числе работодатель);

  • отдел по охране труда — штат от 6 единиц.

За нарушение требований в области охраны труда, в том числе касающихся найма специалистов, обучения работников и оформления документов по ОТ предусмотрена административная ответственность. По статье 5.27.1 КоАП юрлицу могут выписать штраф до 80 тысяч рублей, должностному лицу и предпринимателю — до 5 тысяч рублей.

Особенности формирования службы по охране труда

Зачастую служба ОТ в компаниях с численностью менее 700 человек создается на вредных и опасных производствах. Для формирования необходимо:

  1. Ввести в структуру компании отдельное подразделение, которое состоит из специалистов по ОТ и руководителя службы. Нужно издать приказ о внесении изменений в штатное расписание.

  2. Разработать должностные инструкции для каждого сотрудника, определить круг задач для службы ОТ.

  3. Подготовить методические и нормативные документы для работы службы.

  4. Оборудовать кабинет с нужной техникой, справочными материалами для обучения сотрудников и проведения инструктажей.

Служба ОТ подчиняется руководителю организации или его заместителю. Работодатель несет полную ответственность за деятельность такого подразделения.

Все работники службы охраны труда должны систематически проходить повышение квалификации и проверку знаний. Пройти курс можно в НИИ «ТехЭкспертиза» за одну неделю. Слушатель по итогу получает удостоверение и протокол по проверке знаний.

Как нанимать специалиста по охране труда — что учесть работодателю

Работодателю необходимо ввести в штат новую должность. Требуется издать приказ о внесении изменений в штатное расписание, разработать должностную инструкцию и заключить трудовой договор с новым работником.

Важно. В трудовом договоре, штатном расписание и трудовой книжке нужно указать должность «Специалист по охране труда». Такое наименование обозначено в ЕКСД. Если ГИТ при проверке выявит нарушение требования статьи 57 ТК, то могут применить санкции.

При составлении должностной инструкции можно ориентироваться на профессиональный стандарт — приказ Минтруда №524н. В документе указаны трудовые функции работника, необходимые знания и умения.

Также руководитель может возложить функции по охране труда на одного из работников, например, на бухгалтера. Но для этого специалисту требуется получить соответствующее образование в области ОТ. Достаточно пройти переподготовку. Важно, чтобы дополнительные обязанности в рамках работы по совместительству (или совмещения) были возложены на основании согласия работника.

По части 3 статьи 217 ТК руководитель может заключить договор с аккредитованной организацией или специалистом, который оказывает услуги в области охраны труда.

Трудоустройство специалистов по охране труда — какие требования к квалификации

Чтобы стать специалистом по ОТ, требуется на выбор:

  • высшее образование (ВО) по профилю «Техносферная безопасность» или по другому направлению, связанному с обеспечением безопасности производственной деятельности;

  • среднее профобразование и переподготовка по ОТ — требуется также подтвердить стаж в области ОТ от 3 лет;

  • ВО и профессиональная переподготовка в сфере охраны труда.

Нанять в качестве специалиста по охране труда можно только лицо, соответствующее указанным выше требованиям. Если нет профильного образования, требуется пройти профессиональную переподготовку и получить подтверждающий документ.

Освоить профессию специалиста по ОТ можно дистанционно в НИИ «ТехЭкспертиза». Курсы длятся в среднем 3 месяца. По итогу слушатель получает диплом установленного образца о профпереподготовке и может официально занять должность специалиста по охране труда.

Обучние по программе «Охрана труда» в НИИ «ТехЭкспертиза»
Подробнее

Получить консультацию по вопросам обучения по ОТ можно у менеджера института по телефону.

Вернуться к списку