Как оценить профессиональные риски правильно

Руководитель может создать специальную комиссию, которая будет заниматься оценкой.

В комиссии должны быть:

  • Ответственные за электробезопасность и пожарную безопасность.

  • Главный инженер.

  • Начальники структурных подразделений.

  • Представители профсоюза и т. д.

Чтобы оценивать профессиональные риски, нужно собрать всю доступную информацию о возможных опасностях на предприятии, опросить сотрудников, провести осмотр рабочих мест и т. д. Один из популярных вариантов проведения процедуры — основать ее на принципах СОУТ.


Также требуется изучение следующей документации:

  • Результаты спецоценки.

  • Локальные документы по охране труда.

  • Техническая документация.

  • Данные о прежних несчастных случаях на производстве.

  • Информация о травмах и смертях в схожих организациях.

  • Жалобы работников на условия труда и т. д.


Так как риски на предприятии могут неявными, или происходить только в определенных условиях, нужно представить и зафиксировать все возможные варианты случаев, когда сотрудники способны получить травму. 

Особое внимание следует уделить профрискам, которые возможны при выполнении нетиповых задач с различной периодичностью, а также в нерабочих местах, например в помещении для курения или в столовой.


Также требуется фиксация явных профрисков, нужно их обнаружить, описать, указать расположение и т. д. Профессиональные риски, как и возможные опасности, должны быть в итоге перечислены и зафиксированы в документе. Локальные документы по охране труда тоже должны быть проверены, а с работниками проведен инструктаж.


В дальнейшем работодатель должен разработать меры безопасности на предприятии, и провести оценку остаточного профриска, так как он никогда не может быть нулевым.

В большинстве случаев оценка профрисков занимает от 2-х месяцев, для экономии времени руководитель может сразу обратиться к проверенным организациям, которые выполнят эту работу быстро, учитывая последние нововведения в законодательной базе.

Периодичность проведения мероприятия зависит от происходящих изменений в организации и законах. Например, могут появиться новые опасные факторы, или измениться старые.

Вернуться к списку