Как собрать и хранить аптечку первой помощи работникам?

По статье 216.3 ТК РФ работодатель отвечает за санитарно-бытовое обслуживание работников. В его обязанности входит организация постов для оказания первой помощи, а также их укомплектование специальными ресурсами. В любой организации необходимо хранить аптечку.

До 1 сентября 2021 года комплектовали аптечку первой помощи работникам по приказу №169н. Затем вступил в силу приказ Министерства здравоохранения №1331н, на который следует ориентироваться.

Как собрать аптечку первой помощи работникам — что учесть?

Необходимо комплектовать аптечку только теми медицинскими изделиями, которые зарегистрированы в России. Представленный в приказе список исчерпывающий — нельзя заменять на другие средства или дополнять медикаментами. В состав включают изделия для остановки кровотечения:

  • лейкопластыри;

  • марлевые рулоны;

  • бинты разных размеров;

  • жгуты для остановки кровотечения.

Также для оказания первой помощи необходимо включить ножницы, спасательное покрывало, медицинские маски и перчатки.

Что входит в аптечку первой помощи работникам

Минимальное количество

Медицинская нестерильная одноразовая маска

10 штук

Медицинские перчатки размера М и более


2 пары

Устройство для проведения искусственного дыхания «Рот-Устройство-Рот»


1 штука

Жгут кровоостанавливающий

1 штука

Марлевый медицинский бинт (5 м х 10 см)

4 штуки

Марлевый медицинский бинт (7 м х 14 см)

4 штуки

Марлевые медицинские стерильные салфетки (16 х 14 см)

2 упаковки

Лейкопластырь фиксирующий рулонный (2 х 500 см)

1 штука

Лейкопластырь бактерицидный (1,9 x 7,2 см)

10 штук

Ножницы для разрезания повязок

1 штука

Спасательное изотермическое покрывало (160 х 210 см)

2 штуки

Также необходимо создать инструкцию по применению аптечки первой помощи работникам. В нее включают картинки с пояснениями о порядке и правилах использования различных изделий.

В состав аптечки не входят медицинские препараты, так как они могут вызвать аллергическую реакцию у пострадавшего. Разрешено применять лекарства в компании, которая получила лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

Важно. Если в организации уже сформирован состав аптечки по старому приказу (№169н), то на производстве ее могут хранить до окончания срока годности, но максимум до 31 августа 2025 года. Но новый по приказу №1331н аптечка первой помощи работникам годна до 31 августа 2027 года.

Особенности учета и списания

Специалист, ответственный за покупку и хранения медицинских средств, должен вовремя пополнять аптечку первой помощи работникам. Также в организации необходимо создать журнал, в котором указывается информация о регистрации и учете аптечек или фиксации использования средств в момент оказания первой помощи и заявок на их пополнение.

За списание и уничтожение отвечает специальная комиссия, в которую могут входить:

  • бухгалтер;

  • медработник или специалист по охране труда.

Уничтожение средств из аптечек закрепляется специальным актом, которые подписывает вся комиссия и руководитель компании. В документе указывают дату, способ и количество уничтоженных изделий.

Образец журнала фиксации использования средств в момент оказания помощи

Образец журнала фиксации использования средств в момент оказания помощи

Ответственность

При отсутствии в организации аптечки предусмотрено наказание по статье 5.27.1 КоАП:

  • для юридических лиц — от 50 до 80 тысяч рублей;

  • для индивидуальных предпринимателей — от 2 до 5 тысяч рублей.

Роспотребнадзор при проведении проверки может выписать штраф 20 тысяч рублей — по статье 6.3 КоАП. Работодатель самостоятельно определяет количество аптечек. Число зависит от вида деятельности и размера предприятия.

Как хранить аптечку первой помощи работникам?

Точных правил хранения аптечки нет. Работодатель самостоятельно решает, каким образом оборудовать пост для оказания первой помощи. Главное, чтобы была емкость нужного размера для хранения медицинских средств. При проверке смотрят:

  • размеры емкости для хранения аптечек для аварийных ситуаций;

  • содержание аптечек, в том числе сроки годности;

  • наличие свободного доступа сотрудников к посту.

Ответственность за соблюдение требований приказа Минздрава №1331н несет руководитель компании. Если есть штатный медицинский специалист, то комплектацией аптечки первой помощи работникам занимается он. При отсутствии медика эти функции выполняет специалист по охране труда или назначенный руководителем сотрудник.

Работодателю необходимо издать документ, указав ответственного за формирование медицинских изделий и место хранения аптечки.

Вернуться к списку