Новые правила по охране труда для медицинских организаций

Содержание

  • Правила по охране труда для медицинских организаций: что нового
  • Что проверить в документах по ОТ для медицинских организаций
  • Изменения в правилах по ОТ для медицинских организаций

В конце 2020 года приказом Минтруда были утверждены новые правила по охране труда для медицинских организаций, которые вступили в силу с 2021 года. Управленческий аппарат в медучреждениях должны внести изменения во внутренние локально-нормативные акты, привести документацию в соответствии с новым законом и проконтролировать исполнение требований в реальных условиях.

Правила по охране труда для медицинских организаций: что нового

До принятия этих правил нормы охраны труда при оказании медпомощи регулировались некоторыми рекомендациями Минздрава и санитарными нормами. С 2021 года принятые правила обязательны для исполнения для юридических лиц всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются оказанием медицинских услуг. 

С прошлого года Роструд может включать контроль исполнения норм охраны труда в чек-листы при проверках медорганизаций. 

Новые требования обязательны для юридических лиц вне зависимости от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей. Правила не касаются физических лиц, которые выступают как работодатели, но не регистрируют ИП.

Чтобы избежать нарушений при проверках, а также минимизировать травматизм на рабочих местах, работодатели должны внедрить новые требования в деятельность организаций. 

Новые правила регламентируют деятельность медицинских работников во всех отделениях:

  • порядок действий медиков в операционных блоках;

  • действия выездных бригад скорой помощи, правила поведения в автомобиле, особенности контактов с агрессивными больными;

  • алгоритм действий при авариях и ЧС в рентгеновских отделениях;

  • особенности применения СИЗ в разных отделениях медорганизациях и так далее. 

Что проверить в документах по ОТ для медицинских организаций

В первую очередь необходимо поднять все инструкции по охране труда и внести изменения в документы в соответствии с новыми правилами. Также необходимо пересмотреть:

  • документацию по проведению инструктажей;

  • нормативные акты, регламентирующие порядок прохождения стажировок и обучения;

  • внутренние производственные инструкции к отдельным категориям оборудования. 

Также следует учесть, что помимо медицинского персонала в медучреждении работают и другие категории сотрудников, которые занимаются сопровождением процессов, организационной работой и административно-хозяйственной деятельностью. Стоит обратить внимание, что в новых правилах также есть отдельные рекомендации для этих категорий сотрудников.

Изменения в правилах по ОТ для медицинских организаций

Теперь новые правила касаются всех сфер деятельность медорганизации, которые могут привести к несчастным случаям, профзаболеваниям или травматизму. Медорганизации должны обеспечить безопасность передвижения по территории учреждения: ответственные лица должны установить схемы движения для пешеходов и транспорта по территории больниц, ограничить скоростной режим и установить соответствующие знаки.  

Особое внимание уделяется санитарному режиму. Правила регулируют порядок и периодичность обязательной обработки помещений, особенности использования средств индивидуальной защиты для работников каждого отделения.


Медицинские учреждения должны были соблюдать санитарный режим и до введения новых правил. Однако стоит проверить исполнение этих требований на местах, а также доработать соответствующую документацию.

Отдельные категории сотрудников должны изменить некоторые параметры ежедневной трудовой деятельности. Например;

  1. Для сотрудников психиатрических отделений теперь есть более строгие требования к внешнему виду, так как яркие элементы одежды, макияжа или броские украшения могут вызвать неожиданные реакции у больных с неустойчивой психикой. 

  2. Медперсонал операционного блока должен отказать от любых украшений на руках: кольца, браслеты. Запрещено красить ногти лаком, а также соблюдать гигиену рук.

  3. Медицинским работникам больниц запрещено садиться на кровати в палатах, пользоваться туалетными комнатами, предназначенными для пациентов и так далее. 

Новые правила также содержать рекомендации к поведению врачей и медицинских сестер во время общения с пациентами. 

Вернуться к списку