Содержание
- Предполетный и послеполетный досмотр: категории сотрудников, причины проведения
- Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров
До 1 сентября 2022 года медосмотры работников до и после полёта регламентировались Постановлением правительства № 670 и приказом Минтранса № 50. С 1 сентября текущего года вступил в силу приказ Минтранса № 438 от 10.12.2021 г. В нем собрана полная информация о предполетных и послеполетных медосмотрах. В этой статье подробнее рассмотрим положения документа.
Предполетный и послеполетный досмотр: категории сотрудников, причины проведения
Ответственность за проведение данных видов осмотров несет работодатель, а для авиации общего назначения владелец воздушного судна. Досмотры проводят медработники медицинских организаций или компаний гражданской авиации, которые имеют лицензию на медицинскую деятельность и проведение медосмотров.
Кто проходит?
Согласно пункту 1 данного Приказа проходить медосмотры перед и после полетом, перед началом и после смены положено:
-
членам экипажа гражданской авиации;
-
диспетчерам, ответственным за управление воздушным движением.
Почему проводится?
Предполетный досмотр экипажа и диспетчеров — это неотъемлемая часть подготовки к полету или смене, которая является обязательной процедурой.
Послеполетные или послесменные медосмотры проходят по окончании полета или смены в следующих случаях:
-
Если во время смены произошло происшествие с воздушным судном или какой-либо инцидент с участием сотрудника.
-
Если работодатель, владелец воздушного судна, старший диспетчер, командир воздушного судна (КВС) и другие уполномоченные лица полагают, что сотрудник пребывает на работе в состоянии наркотического, токсического или алкогольного опьянения.
Предполетный и послеполетный досмотр проводится для того, чтобы выявить у осматриваемых сотрудников признаки заболеваний и состояний, которые не позволяют должным образом выполнять трудовые обязанности.
Когда не проводится?
Предполетный и предсменный медицинский осмотр не осуществляется:
-
При полетах с аэродромов иностранных государств и с площадок, где нет медицинского работника, способного провести медосмотр. В обоих этих случаях решение о допуске к полету принимает КВС.
-
При дежурстве диспетчерских смен в количестве не менее 12 человек и в местности, где отсутствует медработник, имеющий право на проведение медосмотра. В этих случаях решение о допуске диспетчеров к работе принимает старший диспетчер или руководитель полетов.
-
При выполнении специальных полетов особой важности в режиме повышенной готовности или ЧС, которая связана с распространением инфекционного заболевания повышенной опасности.
Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров
Предполетный и послеполетный медосмотр — это обязательная процедура по допуску работников к своим трудовым обязанностям, которая имеет четко прописанные регламенты.
Время прохождения медицинских осмотров
-
Члены экипажа проходят медосмотр не ранее, чем за 2 часа до назначенного вылета.
-
Бортинженеры и бортпроводники, которые работают на специальных и особо важных рейсах, могут проходить медосмотр не ранее, чем за 3,5 часа до вылета.
-
При задержке рейса на 6 часов и более или в случае временного промежутка между частями смены в 6 и более часов, предполетный медосмотр осуществляется повторно.
-
Членв экипажа, которые выполняют в течение одной смены несколько рейсов, проходят медосмотр один раз перед первым вылетом.
-
Диспетчеры обязаны проходить медосмотр, не ранее чем за час перед заступлением на смену.
Порядок проведения медосмотра
Предполетный и предсменный медосмотр включает:
-
визуальный осмотр с анализом походки, координации движений, мимики, речи и эмоционального состояния;
-
опрос сотрудника о самочувствии, предшествующих рабочей смене отдыхе, питании и качестве сна;
-
осмотр видимых кожных и слизистых покровов;
-
термометрия бесконтактным способом;
-
проверка пульса.
Если есть показания, медработник проводит доп.обследования:
-
измерение давления;
-
проведение анализа на количественное определение алкоголя в выдыхаемом воздухе;
-
анализ мочи на наличие наркотических и других токсических веществ.
Артериальное давление в обязательном порядке измеряют членам экипажей на специальных рейсах.
Условия допуска
Нормой для допуска к полету или смене являются следующие показатели:
-
пульс не более 90 и не менее 60 ударов в минуту;
-
показатели давления не более 140/90 и не менее 100/60 мм ртутного столба.
Отстранение сотрудника от полета или смены может произойти по одной из следующих причин:
-
обострение хронической болезни;
-
острое инфекционное заболевание;
-
состояние алкогольного или наркотического, или другого токсического опьянения, зафиксированное при количественном определении вещества, выдыхаемого в воздух;
-
наличие в организме психотропных или наркотических средств, а также других психоактивных веществ;
-
нарушение рабочего режима или режима отдыха членов экипажей, которые установлены статьей 329 ТК РФ.
Документация
Результаты предполетных и послеполетных медосмотров вносятся в соответствующие журналы. Данные документы могут вестись в бумажном или электронном виде.
-
Бумажный вариант в обязательном порядке необходимо пронумеровать, прошить, скрепить подписью и печатью руководителя медицинской организации.
-
Электронная версия заверяется квалифицированной электронной подписью директора медицинской организации.
Все записи в журнале фиксирует медработник, который проводит осмотр. Заполнению в обязательном порядке подлежат все графы в журнале. Допуская сотрудника к полету, медработник делает соответствующую запись об этом, заверяют её простой электронной подписью или обычной росписью. Отсутствие или наличие жалоб у диспетчеров или членов экипажа заверяется обычной росписью работников или простой электронной подписью.
Когда медосмотр проходит последний член экипажа, медработник в задание на полет или список лиц, которые будут находиться на борту во время рейса, вносит следующую информацию:
-
название медорганизации, которая проводила осмотр;
-
число, месяц, точное время до минут (указывается местное время для локальных полетов и всемирное — для международных рейсов);
-
число членов экипажа, допущенных к рейсу.
После чего медработник ставит свою подпись. Вносить изменения в задание на полет или список лиц, допущенных на борт, нельзя.
С полным текстом приказа Минтранса № 438, который содержит образец направления на медосвидетельствование и журнал медицинского осмотра, можно ознакомиться здесь.