Предполетный и послеполетный медосмотр

Содержание

  • Предполетный и послеполетный досмотр: категории сотрудников, причины проведения
  • Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров

До 1 сентября 2022 года медосмотры работников до и после полёта регламентировались Постановлением правительства № 670 и приказом Минтранса № 50. С 1 сентября текущего года вступил в силу приказ Минтранса № 438 от 10.12.2021 г. В нем собрана полная информация о предполетных и послеполетных медосмотрах. В этой статье подробнее рассмотрим положения документа.

Предполетный и послеполетный досмотр: категории сотрудников, причины проведения

Ответственность за проведение данных видов осмотров несет работодатель, а для авиации общего назначения владелец воздушного судна. Досмотры проводят медработники медицинских организаций или компаний гражданской авиации, которые имеют лицензию на медицинскую деятельность и проведение медосмотров.

Кто проходит?

Согласно пункту 1 данного Приказа проходить медосмотры перед и после полетом, перед началом и после смены положено:

  • членам экипажа гражданской авиации;

  • диспетчерам, ответственным за управление воздушным движением.

Почему проводится?

Предполетный досмотр экипажа и диспетчеров — это неотъемлемая часть подготовки к полету или смене, которая является обязательной процедурой.

Послеполетные или послесменные медосмотры проходят по окончании полета или смены в следующих случаях:

  1. Если во время смены произошло происшествие с воздушным судном или какой-либо инцидент с участием сотрудника. 

  2. Если работодатель, владелец воздушного судна, старший диспетчер, командир воздушного судна (КВС) и другие уполномоченные лица полагают, что сотрудник пребывает на работе в состоянии наркотического, токсического или алкогольного опьянения.

Предполетный и послеполетный досмотр проводится для того, чтобы выявить у осматриваемых сотрудников признаки заболеваний и состояний, которые не позволяют должным образом выполнять трудовые обязанности. 

Когда не проводится?

Предполетный и предсменный медицинский осмотр не осуществляется: 

  1. При полетах с аэродромов иностранных государств и с площадок, где нет медицинского работника, способного провести медосмотр. В обоих этих случаях решение о допуске к полету принимает КВС. 

  2. При дежурстве диспетчерских смен в количестве не менее 12 человек и в местности, где отсутствует медработник, имеющий право на проведение медосмотра. В этих случаях решение о допуске диспетчеров к работе принимает старший диспетчер или руководитель полетов.

  3. При выполнении специальных полетов особой важности в режиме повышенной готовности или ЧС, которая связана с распространением инфекционного заболевания повышенной опасности.

Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров

Предполетный и послеполетный медосмотр — это обязательная процедура по допуску работников к своим трудовым обязанностям, которая имеет четко прописанные регламенты.

Время прохождения медицинских осмотров

  • Члены экипажа проходят медосмотр не ранее, чем за 2 часа до назначенного вылета. 

  • Бортинженеры и бортпроводники, которые работают на специальных и особо важных рейсах, могут проходить медосмотр не ранее, чем за 3,5 часа до вылета.

  • При задержке рейса на 6 часов и более или в случае временного промежутка между частями смены в 6 и более часов, предполетный медосмотр осуществляется повторно.

  • Членв экипажа, которые выполняют в течение одной смены несколько рейсов, проходят медосмотр один раз перед первым вылетом. 

  • Диспетчеры обязаны проходить медосмотр, не ранее чем за час перед заступлением на смену.

Порядок проведения медосмотра

Предполетный и предсменный медосмотр включает:

  • визуальный осмотр с анализом походки, координации движений, мимики, речи и эмоционального состояния; 

  • опрос сотрудника о самочувствии, предшествующих рабочей смене отдыхе, питании и качестве сна;

  • осмотр видимых кожных и слизистых покровов;

  • термометрия бесконтактным способом;

  • проверка пульса. 

Если есть показания, медработник проводит доп.обследования:

  • измерение давления;

  • проведение анализа на количественное определение алкоголя в выдыхаемом воздухе;

  • анализ мочи на наличие наркотических и других токсических веществ.

Артериальное давление в обязательном порядке измеряют членам экипажей на специальных рейсах.

Условия допуска

Нормой для допуска к полету или смене являются следующие показатели:

  • пульс не более 90 и не менее 60 ударов в минуту;

  • показатели давления не более 140/90 и не менее 100/60 мм ртутного столба.

Отстранение сотрудника от полета или смены может произойти по одной из следующих причин:

  • обострение хронической болезни; 

  • острое инфекционное заболевание;

  • состояние алкогольного или наркотического, или другого токсического опьянения, зафиксированное при количественном определении вещества, выдыхаемого в воздух;

  • наличие в организме психотропных или наркотических средств, а также других психоактивных веществ;

  • нарушение рабочего режима или режима отдыха членов экипажей, которые установлены статьей 329 ТК РФ.

Документация

Результаты предполетных и послеполетных медосмотров вносятся в соответствующие журналы. Данные документы могут вестись в бумажном или электронном виде. 

  • Бумажный вариант в обязательном порядке необходимо пронумеровать, прошить, скрепить подписью и печатью руководителя медицинской организации. 

  • Электронная версия заверяется квалифицированной электронной подписью директора медицинской организации.

Все записи в журнале фиксирует медработник, который проводит осмотр. Заполнению в обязательном порядке подлежат все графы в журнале. Допуская сотрудника к полету, медработник делает соответствующую запись об этом, заверяют её простой электронной подписью или обычной росписью. Отсутствие или наличие жалоб у диспетчеров или членов экипажа заверяется обычной росписью работников или простой электронной подписью.

Когда медосмотр проходит последний член экипажа, медработник в задание на полет или список лиц, которые будут находиться на борту во время рейса, вносит следующую информацию: 

  • название медорганизации, которая проводила осмотр; 

  • число, месяц, точное время до минут (указывается местное время для локальных полетов и всемирное — для международных рейсов);

  • число членов экипажа, допущенных к рейсу. 

После чего медработник ставит свою подпись. Вносить изменения в задание на полет или список лиц, допущенных на борт, нельзя.

С полным текстом приказа Минтранса № 438, который содержит образец направления на медосвидетельствование и журнал медицинского осмотра, можно ознакомиться здесь.

Вернуться к списку