Работодатель отвечает за безопасные условия работы и охрану труда — по статье 212 Трудового кодекса (ТК). Он отвечает за функционирование системы управления ОТ, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, организацию обучения по оказанию первой помощи и так далее. Для этого необходимо взять на работу специалиста по охране труда, создать отдельную службу ОТ или передать функции отдельному сотруднику компании.
Создать службу или назначить специалиста?
Если в компании не более 50 сотрудников, то работодатель может принять решение о создании службы по охране труда или введении должности специалиста по ОТ. Также функции в области ОТ могут выполнять:
-
работодатель лично — актуально для маленьких компаний;
-
специалист или организация, оказывающие услуги в области ОТ по договору ГПХ;
-
руководитель организации или назначенный сотрудник путем совмещения должностей.
Если численность работников организации более 50 человек, нужно создать службу по охране труда или ввести должность специалиста по ОТ — строгих требований нет, поэтому решение принимает руководитель. При этом количество работников, которые будут осуществлять функции по ОТ в организации, определяется в зависимости от тяжести производственного процесса, условий труда и общей численности работников.
Если в организации трудится меньше 700 человек, то функции в области охраны труда могут выполнять штатные специалисты — подойдет при отсутствии вредных и опасных условий труда. Если работников больше, то для этих целей можно создать:
-
бюро ОТ — штат в 3–5 единиц (в том числе работодатель);
-
отдел по охране труда — штат от 6 единиц.
Особенности формирования службы по охране труда
Зачастую служба ОТ в компаниях с численностью менее 700 человек создается на вредных и опасных производствах. Для формирования необходимо:
-
Ввести в структуру компании отдельное подразделение, которое состоит из специалистов по ОТ и руководителя службы. Нужно издать приказ о внесении изменений в штатное расписание.
-
Разработать должностные инструкции для каждого сотрудника, определить круг задач для службы ОТ.
-
Подготовить методические и нормативные документы для работы службы.
-
Оборудовать кабинет с нужной техникой, справочными материалами для обучения сотрудников и проведения инструктажей.
Все работники службы охраны труда должны систематически проходить повышение квалификации и проверку знаний. Пройти курс можно в НИИ «ТехЭкспертиза» за одну неделю. Слушатель по итогу получает удостоверение и протокол по проверке знаний.
Как нанимать специалиста по охране труда — что учесть работодателю
Работодателю необходимо ввести в штат новую должность. Требуется издать приказ о внесении изменений в штатное расписание, разработать должностную инструкцию и заключить трудовой договор с новым работником.
Важно. В трудовом договоре, штатном расписание и трудовой книжке нужно указать должность «Специалист по охране труда». Такое наименование обозначено в ЕКСД. Если ГИТ при проверке выявит нарушение требования статьи 57 ТК, то могут применить санкции.При составлении должностной инструкции можно ориентироваться на профессиональный стандарт — приказ Минтруда №524н. В документе указаны трудовые функции работника, необходимые знания и умения.
Также руководитель может возложить функции по охране труда на одного из работников, например, на бухгалтера. Но для этого специалисту требуется получить соответствующее образование в области ОТ. Достаточно пройти переподготовку. Важно, чтобы дополнительные обязанности в рамках работы по совместительству (или совмещения) были возложены на основании согласия работника.
По части 3 статьи 217 ТК руководитель может заключить договор с аккредитованной организацией или специалистом, который оказывает услуги в области охраны труда.
Трудоустройство специалистов по охране труда — какие требования к квалификации
Чтобы стать специалистом по ОТ, требуется на выбор:
-
высшее образование (ВО) по профилю «Техносферная безопасность» или по другому направлению, связанному с обеспечением безопасности производственной деятельности;
-
среднее профобразование и переподготовка по ОТ — требуется также подтвердить стаж в области ОТ от 3 лет;
-
ВО и профессиональная переподготовка в сфере охраны труда.
Нанять в качестве специалиста по охране труда можно только лицо, соответствующее указанным выше требованиям. Если нет профильного образования, требуется пройти профессиональную переподготовку и получить подтверждающий документ.
Освоить профессию специалиста по ОТ можно дистанционно в НИИ «ТехЭкспертиза». Курсы длятся в среднем 3 месяца. По итогу слушатель получает диплом установленного образца о профпереподготовке и может официально занять должность специалиста по охране труда.
Получить консультацию по вопросам обучения по ОТ можно у менеджера института по телефону.