СУОТ представляет собой набор мер, направленный на снижение травматизма в организации и управления рисками. Все работодатели обязаны разработать СУОТ, иначе выпишут штраф. Поэтому в помощь организациям в 2016 году утвердили положение о системе управления охраной труда — приказ №438. В документе содержится типовая структура и основные положения о СУОТ.
Законодатель к 2022 году решил внести изменения в главу Х Трудового кодекса, касающиеся сферы охраны труда, сделав акцент на правах работодателей в вопросах ОТ, учете микротравм, проверках и так далее. В связи с этим разрабатываются новые нормативные правовые акты для компаний. Поэтому Министерство труда решило заменить типовое положение о системе управления охраной труда. С 2022 года начнет действовать новое положение о СУОТ, утвержденное приказом Минтруда №776н. На что обратить внимание работодателям, рассмотрим далее.
Новое положение о СУОТ: какие изменения ждать
В пункте 78 документа указано, что упростить структуру СУОТ могут работодатели, которые соблюдают нормативные требования в сфере охраны труда. Точных характеристик для таких организаций не дается — ориентироваться нужно на старое положение. Поэтому упрощение СУОТ доступно работодателям, в штате которых менее 15 человек (пункт 3 приказа №438н).
Также приказом №776н о системе управления охраной труда (2022 год) была изменена политика в сфере ОТ. По пункту 10 положения новая политика должна:
-
совершенствовать СОУТ;
-
отражать цели охраны труда;
-
обеспечивать безопасные условия труда;
-
управлять профессиональными рисками и заболеваниями;
-
содержать обязательство работодателя по устранению опасностей.
Изменения коснулись основных процедур системы управления ОТ. Теперь по пункту 55 организациям нужно:
-
управлять документами СУОТ;
-
взаимодействовать с работниками;
-
планировать и выполнять мероприятия по ОТ;
-
распределять обязанности для управления системой;
-
корректировать действия по совершенствованию функционирования СУОТ и так далее.
В V главе приказа Минтруда обозначены процессы по ОТ, разделенные на пять групп. Список призван помочь работодателю действовать в конкретных ситуациях — правильно реагировать на несчастные случаи, грамотно определять причины возникновения профзаболеваний, допускать сотрудников к самостоятельной работе на объекте и так далее.
Наименование группы процессов |
Процессы |
Базовая |
СОУТ и оценка профрисков |
Обеспечением допуска специалистов к самостоятельной работе |
|
Обеспечение безопасной производственной среды |
Относится деятельность по обеспечению безопасности работников при:
|
Сопутствующие процессы по ОТ |
|
Реагирование на ситуации |
Реагирование на несчастные случаи, профзаболевания, аварийные ситуации. |
Особенности создания СУОТ
Работодатель может разработать положение самостоятельно или нанять подрядчика. При создании системы управления охраной труда с 1 марта 2022 года необходимо:
-
назначить ответственных;
-
оценить профессиональные риски;
-
если возможно, упростить структуру СУОТ;
-
построить систему для выявления опасностей и профрисков;
-
дополнить перечень опасностей с учетом особенностей деятельности.
В приказе 776н (вступает в силу 1 марта) особое внимание сделано на необходимости учета профрисков на всех рабочих местах. Создание грамотной системы управления профессиональными рисками — условие корректной СУОТ.
Также в документ включили приложения, определяющие:
-
примерный список опасностей и мер по управлению;
-
перечень работ повышенной опасности, к которым предъявляются особые требования по обучению работников.
Заказать услугу по оценке профрисков можно в НИИ «ТехЭкспертиза». Мы работает на основании действующего аттестата аккредитации. Специалисты института изучат производственные документы, исследуют деятельность организации. По итогам процедуры эксперты подготовят соответствующие документы — план управления опасностями и карту оценки профрисков. Документы можно включить в положение о СУОТ.
Приказ №776 носит рекомендательный характер. Но работодателю лучше ориентироваться на документ, чтобы не допустить ошибок при составлении СУОТ, ведь примерное положение составлено на основе Х главы Трудового кодекса.
Если в организации отсутствуют необходимые документы по управлению охраной труда, при проверке инспекторы ГИТ выпишут предупреждение или штраф до 80 тысяч рублей — статья 5.27.1 КоАП.