Новое положение о СУОТ — что изменилось?

СУОТ представляет собой набор мер, направленный на снижение травматизма в организации и управления рисками. Все работодатели обязаны разработать СУОТ, иначе выпишут штраф. Поэтому в помощь организациям в 2016 году утвердили положение о системе управления охраной труда — приказ №438. В документе содержится типовая структура и основные положения о СУОТ.

Законодатель к 2022 году решил внести изменения в главу Х Трудового кодекса, касающиеся сферы охраны труда, сделав акцент на правах работодателей в вопросах ОТ, учете микротравм, проверках и так далее. В связи с этим разрабатываются новые нормативные правовые акты для компаний. Поэтому Министерство труда решило заменить типовое положение о системе управления охраной труда. С 2022 года начнет действовать новое положение о СУОТ, утвержденное приказом Минтруда №776н. На что обратить внимание работодателям, рассмотрим далее.

Новое положение о СУОТ: какие изменения ждать

В пункте 78 документа указано, что упростить структуру СУОТ могут работодатели, которые соблюдают нормативные требования в сфере охраны труда. Точных характеристик для таких организаций не дается — ориентироваться нужно на старое положение. Поэтому упрощение СУОТ доступно работодателям, в штате которых менее 15 человек (пункт 3 приказа №438н).

Также приказом №776н о системе управления охраной труда (2022 год) была изменена политика в сфере ОТ. По пункту 10 положения новая политика должна:

  • совершенствовать СОУТ;

  • отражать цели охраны труда;

  • обеспечивать безопасные условия труда;

  • управлять профессиональными рисками и заболеваниями;

  • содержать обязательство работодателя по устранению опасностей.

Изменения коснулись основных процедур системы управления ОТ. Теперь по пункту 55 организациям нужно:

  • управлять документами СУОТ;

  • взаимодействовать с работниками;

  • планировать и выполнять мероприятия по ОТ; 

  • распределять обязанности для управления системой;

  • корректировать действия по совершенствованию функционирования СУОТ и так далее.

В V главе приказа Минтруда обозначены процессы по ОТ, разделенные на пять групп. Список призван помочь работодателю действовать в конкретных ситуациях — правильно реагировать на несчастные случаи, грамотно определять причины возникновения профзаболеваний, допускать сотрудников к самостоятельной работе на объекте и так далее.

Наименование группы процессов

Процессы

Базовая

СОУТ и оценка профрисков

Обеспечением допуска специалистов к самостоятельной работе

  • Обучение сотрудников;

  • обеспечение специалистов СИЗ;

  • проведение медосмотров и освидетельствований.


Обеспечение безопасной производственной среды

Относится деятельность по обеспечению безопасности работников при:

  • применении материалов и сырья;

  • эксплуатации зданий и сооружений;

  • эксплуатации инструментов и так далее.

Сопутствующие процессы по ОТ

  • Выдача молока;

  • соцстрахование работников;

  • обеспечение лечебно-профилактическим питанием;

  • санитарно-бытовое обеспечение сотрудников.


Реагирование на ситуации

Реагирование на несчастные случаи, профзаболевания, аварийные ситуации.

Особенности создания СУОТ

Работодатель может разработать положение самостоятельно или нанять подрядчика. При создании системы управления охраной труда с 1 марта 2022 года необходимо:

  • назначить ответственных;

  • оценить профессиональные риски;

  • если возможно, упростить структуру СУОТ;

  • построить систему для выявления опасностей и профрисков;

  • дополнить перечень опасностей с учетом особенностей деятельности.

Примерное положение можно использовать полностью или частично. Работодатель вправе самостоятельно определять СУОТ исходя из численности сотрудников, специфики работы, структуры предприятия и так далее.

В приказе 776н (вступает в силу 1 марта) особое внимание сделано на необходимости учета профрисков на всех рабочих местах. Создание грамотной системы управления профессиональными рисками — условие корректной СУОТ.

Также в документ включили приложения, определяющие:

  • примерный список опасностей и мер по управлению;

  • перечень работ повышенной опасности, к которым предъявляются особые требования по обучению работников.

Заказать услугу по оценке профрисков можно в НИИ «ТехЭкспертиза». Мы работает на основании действующего аттестата аккредитации. Специалисты института изучат производственные документы, исследуют деятельность организации. По итогам процедуры эксперты подготовят соответствующие документы — план управления опасностями и карту оценки профрисков. Документы можно включить в положение о СУОТ.

Обучние по программе «Оценка профессиональных рисков» в НИИ «ТехЭкспертиза»
Подробнее

Приказ №776 носит рекомендательный характер. Но работодателю лучше ориентироваться на документ, чтобы не допустить ошибок при составлении СУОТ, ведь примерное положение составлено на основе Х главы Трудового кодекса.

Если в организации отсутствуют необходимые документы по управлению охраной труда, при проверке инспекторы ГИТ выпишут предупреждение или штраф до 80 тысяч рублей — статья 5.27.1 КоАП.

Вернуться к списку